Газовая атака на транспортные проблемы

Четвертую часть кислорода планеты и 20% энергоресурсов поглощает автомобильный транспорт мира. В крупных городах он дает основные загрязнения воздушного бассейна. "Кормить" автомобили бензином становится все более дорогим удовольствием, которое сказывается на цене перевозимых товаров и так далее.

На Западе уже давно ведется массированная "Газовая атака" на эти проблемы - широкое применение находят альтернативное топливо, природный газ. В нашей стране заниматься этим, как говорится, сам бог велел - Россия располагает огромными запасами газа, который составляет 32% мировых. Сегодня каждый четвертый добываемый кубометр наш.

Природный газ метан - высококачественное моторное топливо, превосходящее нефтяное, не требует химической переработки, обеспечивает выско-экономические показатели автомобилей. Один кубометр газа способен заменить 1-1,12 л бензина. При этом его стоимость в три раза ниже. Его называют топливом ХХI века. Однако за предыдущие десять лет у нас перевод автомобилей на газ не развивался, а сворачивался. Теперь жизнь заставляет все больше предприятий поворачиваться лицом к этому дешевому и чистому моторному топливу.

Несмотря на то что у нас до сих пор не принят закон об использовании природного газа в качестве моторного топлива, в целом ряде городов, отдельных предприятиях накоплен целый опыт его применения. Особого внимания, по мнению специалистов, заслуживает опыт работы государственного унитарного предприятия "Мосавтогаз", которое решает вопросы газификации транспорта комплексно и масштабно. Необходимость перевода транспорта в столице особенно актуальна - он дает 90% промышленных выбросов, постоянно осложняя экологическую обстановку, из-за чего Москва причисляется к сотне наиболее грязных городов мира.

Еще недавно "Мосавтогазу" ничего, казалось, не светило, кроме банкротства. Прежним руководством здесь для этого были искусственно созданы все условия. Однако этого не случилось, и сегодня "Мосавтогаз" - активно действующее и развивающееся государственное предприятие, которое сумело "зажечь" идеей "голубого топлива" многие транспортные и другие промышленные предприятия столицы и успешно ее реализовывать.

Постановлением Правительства Москвы в столице действует утвержденная "Городская целевая программа использования альтернативных видов топлива на автомобильном транспорте на 2002-2004 гг.". в последнее время в Москве наблюдается значительный рост числа газомотроных автомобилей. "Мосавтогаз" - единственное государственное предприятие среди частных продавцов газа. Весь комплекс работ по переводу автотранспорта на газовое топливо ведется системно и планомерно с учетом интересов государства, общества. Здесь задействованы не только коммерческие, но и другие механизмы - расширение рынка газовых автомобилей, задачи экономии госбюджетных средств и т. д.

"Мосавтогаз" - дочернее предприятие компании "СГ-транс" (генеральный директор С.П.Ивашкевич), крупнейшего в России транспортировщика сжиженного газа по стране и СНГ. Из-за рубежа это предприятие "транспортирует" самые современные газовые технологии и культуру организации труда. "СГ-транс" имеет значительный опыт реализации проектов по строительству и эксплуатации автогазозаправочных комплексов. В последнее время здесь наведен порядок в системе госпредприятий, они начали работать четко и эффективно.

Из разговора с руководством и специалистами "Мосавтогаза" (директор К.С.Акиньшин) выяснилось, какие существуют предпосылки, технические возможности для расширения применения природного газа в качестве моторного топлива в столице.

Разветвленная сеть заправочных станций, действующих в Московском регионе, позволяет заправляться всем желающим без проблем и очередей. Сейчас в столице ежемесячно используется более 15 тысяч тонн сжиженного газа, 5 тысяч из которых реализует "Мосавтогаз". Это предприятие единственное, кто производит также компримированный газ около 15 млн м 3 в месяц.

К сожалению, сегодня в России ни один завод пока не выпускает автомобили под газовое топливо. Однако ЗИЛ и ГАЗ по заказам предприятий делают такие автомобили небольшими партиями. Зато целый ряд отечественных предприятий выпускает газовую аппаратуру, адаптированную к 75 модификациям основных базовых автомобилей, и 10 модификаций тракторов. В последние годы разработаны и могут серийно выпускаться целый ряд баллонов высокого давления и автогазонакопительные компрессорные станции различной мощности.

В "Мосавтогазе" выполняются любые работы по переоборудованию автомобилей под газомоторное топливо. Кроме отечественного, здесь могут предложить и импортное.

Во сколько же обходиться перевод автомашин на газ?
Импортный комплект для "Жигулей" или "Москвича" стоит не более 7 тысяч руб. Отечественный - в полтора раза дешевле. Затраты окупаются очень быстро - 3-4 месяца, особенно на грузовом автотранспорте при массовом его переводе. Опыт работы ряда АТП показывает, что на пассажирских перевозках, убыточных для предприятий, во многом удается решать проблемы за счет того, что продлевается срок службы моторов в полтора раза, а также в два раза меньше расходуется смазочных материалов.

Экологические показатели: при работе на сжатом газе "ГАЗ" и "Москвич" выбрасывает только окиси углевода, например в 4-8 раз меньше, а "ЗИЛ" - в 10-20 раз.

Когда речь идет о переводе целых АТП и других крупных предприятий, вопрос о первоначальных затратах часто решается не просто. "Мосавтогаз" применяет гибкую систему сотрудничества, в том числе, возможно и кредитование. Альтернативное моторное топливо пропагандируется самыми разными способами. Ряду хлебозаводов, например, "Мосавтогаз" переоборудовал на газ несколько автомашин за свой счет. Опыт их эксплуатации убедил перевести и остальные.

Многие из тех, кто хотел бы перейти на газ, интересует стабильность работы станций заправки. "Мосавтоагз" проводит глубокую модернизацию газозаправочных станций, которые способны бесперебойно работать много лет. По мере увеличения газовых автомобилей сеть заправочных станций будет расширяться, полностью отвечая новым запросам и требованиям. Нужно сказать, что те станции, которыми располагает "Мосавтогаз", питаются от газопровода, по которому поставляется наиболее чистый, можно сказать идеальный, газ в качестве моторного топлива.

У "Мосавтогаза" широкий круг деловых связей - с газопоставщиками, предприятиями, производящими комплектующие и запчасти для заправочных станций и автомобилей, в том числе из ближнего и дальнего зарубежья. Все вопросы - от доставки газа до переоборудования автомобилей и дальнейшего обслуживания - можно решить на одном предприятии, в "Мосавтогазе" предоставляется весь спектр услуг. По Москве и области силами предприятий создаются подразделения по ремонту и обслуживанию газовых автомобилей. В "Мосавтогазе" изучается и используется опыт работы аналогичных западных предприятий. Здесь всегда в курсе научных и инженерных новинок.

Со следующего года партнеров и заказчиков "Мосавтогаза" и других, кто работает с газоматорным топливом, ожидают приятные новости - акцизные сборы не коснутся этих предприятий, а значит, не скажутся на ценах работ.

Время показывает, что спрос на экономичное и экологичное "голубое" моторное топливо растет по всей стране. "Мосавтогаз" готов работать не только со столичными заказчиками, но и из других областей России.

Сеть существующих автомобильных газозаправочных станций по стране позволяе6т обеспечить природным газом парк автомобилей в 250 тысяч единиц, замещая более 1.5 млн. тонн высооктанового бензина, экономя миллионы рублей. Это позволит также за счет сокращения выбросов вредных веществ в атмосферу на треть улучшить экологию городов.

Людмила Ярцева, обозреватель "ЭГ"

Назад