"МОСАВТОГАЗ" - динамично развивающаяся компания

     История развития сети автозапра­вочных газонаполнительных стан­ций (АГНКС) для производства сжа­того природного газа в качестве мотор­ного топлива в Московском регионе на­считывает более 20-ти лет. На протяже­нии этого небольшого срока были свои взлеты, спад и почти полная стагнация, вызванная падением спроса и полным отсутствием централизованной госу­дарственной поддержки.


В Московском регионе основной организацией осуществляющей реали­зацию компримированного природно­го газа (КПГ) является Управление «Мосавтогаз», предприятие созданное в 1984 г. на основании Постановления Совета Министров СССР от 21.12.1983 г. № 1189 «О мерах по использованию сжатого природного газа в качестве мо­торного топлива». В полной мере пла­ны по строительству и размещению ав­томобильных газонаполнительных компрессорных станций не удалось выполнить. В настоящее время в экс­плуатации Управления «Мосавтогаз» находятся 20 АГНКС, 9 из которых расположены на Московской кольце­вой автомобильной дороге, остальные в городах Московской области: Воскресенске, Дмитрове, Коломне, Но­гинске, Орехово-Зуеве, Подольске, Раменском, Сергиевом Посаде, Серпухо­ве, Ступине, Щелкове. Проектная мощность всех наших АГНКС позволяет компримировать в год до 186,8 млн. м3 природного газа. В период экономического кризиса в Рос­сии реализация КПГ в Московском ре­гионе снизилась в 19 раз, с 36,2 млн. м3 (1991 г.) до 1,9 млн. м3(1998 г.). Кризис не привел к закрытию предприятия, ликвидации производственных мощно­стей, и с приходом новой команды спе­циалистов, Управление «Мосавтогаз» в последние три года превратилось в со­временную, динамично развивающую­ся компанию. Новым руководством компании был взят курс на переоборудование АГНКС в многотопливные газозапра­вочные комплексы АГНКС-МТК, вы­полняющих заправку автотранспорта двумя видами газов — сжатым природ­ным (КПГ) и сжиженным пропан-бутаном (СУГ), предоставляющие населе­нию возможность заполнения бытовых баллонов смесью пропан-бутана, а так­же дополнительные услуги автовладель­цам. Так, на территории многих АГНКС-МТК в настоящее время раз­мещены сопутствующие виды сервиса: шиномонтаж, ремонт и мойка автомо­билей, пункты по установке газобаллонного оборудования с компьютерной диагностикой. Таким образом, работ­ники предприятия могут оказать авто­владельцам всестороннюю помощь при любых затруднениях в эксплуатации газобаллонного транспорта, всегда го­товы к сотрудничеству с любыми пред­приятиями, обслуживающими автомо­били на газомоторном топливе или со­бирающимися переходить с бензина на природный газ или сжиженный про­пан-бутан. Стоимость 1 л СУГ и 1 м3 КПГ в на­стоящее время не превышает половины розничной цены бензина Аи-95 и А-72 соответственно. Предприниматели, за­нимающиеся бизнесом, связанным с автоперевозками, должны быть заинте­ресованы в минимизации затрат и улуч­шении экологической ситуации, поэто­му лучшим способом для этого являет­ся перевод автомобилей на использова­ние газомоторного топлива. Особенно это актуально для авто­транспорта со сравнительно небольши­ми пробегами, эксплуатируемого на внутригородских перевозках и в ближ­нем Подмосковье. Срок окупаемости установки газобаллонного оборудова­ния составляет примерно 6 месяцев.
Основными проблемами, с которы­ми приходится сталкиваться нашей компании, являются:
  • отсутствие целевой государ­ственной поддержки и законодатель­ной базы в части предоставления нало­говых льгот (как это принято в разви­тых странах), организациям и частным лицам, эксплуатирующим автотранс­порт на газомоторном топливе; значительный размер арендной платы за земельные участки, на которых расположены АГНКС и АГНКС-МТК;
  • большое количество надзираю­щих органов, как правило, во многом дублирующих функции друг друга;
  • отсутствие интереса у руководи­телей муниципальных транспортных предприятий к переводу автотранспор­та для работы на газомоторном топли­ве, так как до сих пор существуют дота­ции на бензин и дизельное топливо;
  • большая стоимость проектных и строительно-монтажных работ по ре­конструкции и строительству новых объектов.


  • Серьезно сдерживает расширение парка газомоторных автомобилей не­решительность и нежелание отече­ственных автопроизводителей выпус­кать автомобили, изначально оборудо­ванные под газовое топливо. Между тем, современный опыт Аргентины, Италии, Бразилии, США, Японии и других стран показывает, что перевод автомобилей и городского транспорта на КПГ может быть выгоден как вла­дельцам транспортных средств, так го­сударству и его гражданам в целом из-за улучшения качества газомоторных автомобилей, экологической ситуации в городах и серьезной экономии де­нежных средств. После принятия Правительством Москвы распоряжения от 05.02.2003 г. № 166-РП «О мерах по реализации го­родской целевой программы использо­вания альтернативных видов топлива на автомобильном транспорте города на 2002-2004 гг. в части расширения при­менения компримированного природ­ного газа в качестве моторного топлива» произошли положительные сдвиги в сторону возобновления применения КПГ на общественном транспорте сто­лицы. На базе 11-го автобусного парка, уже имеющего опыт эксплуатации ав­тобусов с газовыми двигателями, сейчас претворяются в жизнь многообеща­ющие планы по переводу автобусов го­родских маршрутов на использование в качестве моторного топлива сжатого природного газа. На первоначальном этапе основную нагрузку по заправке сжатым газом автобусов будут нести АГНКС Управления «Мосавтогаз». Наиболее удобное расположение по от­ношению к 11-му автопарку имеет АГНКС-МТК № 8, где за 2004 г. специ­алистами нашего предприятия проведе­на кропотливая работа по подготовке оборудования АГНКС к значительно­му увеличению объемов производства КПГ до уровня проектных значений, выполнены дополнительные ревизии механизмов и наладка автоматики. Учитывая технические возможно­сти АГНКС по производству КПГ, уве­личение количества газобаллонного автотранспорта в Московском регио­не по прежнему имеет большие перс­пективы. В настоящее время уделяет­ся большое внимание развитию и улуч­шению инфраструктуры по реализа­ции сжиженного нефтяного газа — смеси пропан-бутана, так как потреби­телей СУГ в Московском регионе очень много. В 2004 г. Управление «Мосавтогаз» взяло курс на приведение построенных в 80-х гг. прошлого века АГНКС-МТК к современному уровню дизайна и со­ответствию последним требованиям промышленной безопасности. За 2004 г. с помощью ОАО «СГ-ТРАНС» силами подрядной организа­ции ООО «Этелс» была проведена ре­конструкция АГНКС № 12, в результа­те которой станция стала многотоплив­ной - АГНКС-МТК. Фактически на территории Моск­вы создан первый заправочный комп­лекс, производственные мощности которого позволяют проводить заправ­ку автотранспорта как компримированным природным газом (2 тыс. м3/ч) так и сжиженным пропан-бутаном (10 тыс. л/ч), а также производить за­полнение бытовых газовых баллонов смесью пропан-бутана на пункте на­полнения баллонов. Установленное на станции оборудование отвечает всем современным требованиям по про­мышленной безопасности и охране ок­ружающей среды. Электронные весы, размещенные в пункте наполнения баллонов, позволяют заполнять бытовые газовые балло­ны с минимальным участием персона­ла, так как заливка сжиженного газа производится автоматически по выс­тавленным оператором параметрам, а точность весов удовлетворит любого взыскательного клиента. Колонки для заправки автотранспорта смесью про­пан-бутана объединены в единую сис­тему, управление которой производит­ся кассиром с помощью персонального компьютера. Компьютерное управле­ние дает возможность персоналу сосре­доточиться на обслуживании конкрет­ных клиентов, уделять им больше вни­мания и одновременно отслеживать ра­боту всех колонок и технологического оборудования СУГ. С помощью компь-терно-кассовой системы оформление кассовых чеков производится автома­тически по завершении заправки на ос­новании заданных кассиром данных. Компьютерно-кассовая система интегрирована в систему электронных платежей, что позволяет использовать дисконтные карты, и создает дополни­тельные удобства для корпоративных и индивидуальных клиентов. Были также построены современные очист­ные сооружения, производящие филь­трацию всего объема сточных ливне­вых вод с территории АГНКС-МТК в автоматическом режиме без постоян­ного надзора со стороны персонала станции. Особое внимание руководство Уп­равления «Мосавтогаз» уделяет удоб­ству клиентов, чтобы водители автомо­билей приезжали на наши заправочные станции с хорошим настроением. Про­должается работа по дальнейшему ос­нащению всех АГНКС-МТК новыми электронными колонками отечествен­ного производства, более удобными и информативными как для потребите­лей, так и персонала, сейчас такими колонками уже оборудовано большин­ство наших станций

    Назад